Упражнения для развития мелкой моторики

24.01.2024

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба" 

Дружат в нашей школе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).

"Кольцо" 

  • кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
  • то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
  • те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются" 

  • Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

"Оса"

  • выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
  • то же левой рукой;
  • то же двумя руками;

"Человечек" 

  • указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
  • те же движения производить пальцами левой руки;
  • те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза" 

  • вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
  • то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Очки" 

  • образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик" 

  • вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
  • то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Деревья" 

  • поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

«Пальчики здороваются» 

Идут четыре братца 
Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются), 
Здравствуй, большой! (с большим щепотью) 
Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным) 
Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним) 
Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным) 
Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

Хочу отметить, что данная пальчиковая гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок устал, как средство усиления внимания.

«Дружные братья» 

Ну-ка, братцы за работу, 
Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак). 
Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы), 
Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы), 
А тебе воду носить (разгибает средние пальцы), 
А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы), 
А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).

«Этот пальчик» 

Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка, 
Этот пальчик - папочка, 
Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - наш малыш! 
(поочередно загибать пальцы в кулачок)

«Человечки» 

Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».

«Помощники» 

Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол), 
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу), 
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание), 
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:

  • складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
  • нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
  • шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
  • можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации; собирать различные мозаики.