Трагедия Хатыни и тысяч деревень и городов с такой же судьбой – это неутихающая боль в сердце белорусов, всех советских людей. Сегодня мы, представители разных поколений, религиозных конфессий, философских и политических взглядов, собрались вместе, чтобы почтить память невинных и защитить правду о той войне.
Эта правда жестока, эта память тяжела. Вдумайтесь: оккупанты и их пособники-полицаи сожгли 9 200 белорусских деревень. Из них более пяти тысяч – вместе с жителями. И мы знаем с чего это все начинается: с идей расового и генетического, любого другого превосходства одних народов над другими, с разделения на высших и второстепенных. Страшно то, что эти теории и сегодня находят своих приверженцев во всем мире. Но, слава богу, фашистская идеология чужда нашим белорусам, чья генетическая память стала настоящим национальным иммунитетом.
В этой памяти много боли и страданий, в ней трагический исторический опыт. Это факт: Вторая мировая была не просто войной, она стала планомерным истреблением наших славянских народов.
Год исторической памяти, которым в Беларуси объявлен наступивший 2022 г., пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды о всех периодах жизни белорусского народа.
Не секрет, что сегодня историческая память белорусов подвергается атакам и всевозможным фальсификациям.
Сегодня наши оппоненты в стране и за рубежом плодят фейки о нашей истории, в угоду политическим амбициям искажают давно устоявшиеся факты. Объектом их воздействия становятся наши ценности, идентичность, историческое право на суверенитет. И, как показывает практика, этот поток лжи только плодится и растет, создавая дополнительные риски и угрозы развитию белорусского государства и общества.
Поэтому необходимо прорабатывать подходы, определять четкую стратегию и тактику национальной исторической политики.
В этой связи Глава государства А.Г.Лукашенко 4 февраля 2022 г. подписал распоряжение о создании Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь.
22 июня - годовщина начала Великой Отечественной войны. Двадцать семь миллионов советских жертв, из них чуть меньше 9 миллионов - военные потери. На белорусской земле было разрушено и сожжено 9.200 населенных пунктов, из которых более 5 тысяч - вместе с населением во время карательных операций. Представляет 7 мемориалов на месте сожженных белорусских деревень.
Хатынь (Логойский район, в 5 км к востоку от 54-го км автотрассы М3 Минск - Витебск)
Предыстория: утром 22 марта 1943 года в 6 км от Хатыни партизаны уничтожили штабную автомашину, в которой находился гауптман Ганс Вёльке - один из офицеров 118-го охранного полицейского батальона вермахта в Плещеницах. В тот же день солдаты этого батальона и бойцы карательного подразделения СС "Дирлевангер" вошли в деревню, в которой проживало около 150 человек. Жителей согнали в сарай, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. В огне сгорели 149 жителей, из них 75 детей. Трое детей во время облавы успели убежать в лес, две девушки выбрались из горящего сарая, еще два мальчика выжили в огне; из взрослых выжил лишь один - кузнец Иосиф Каминский. Деревня не была восстановлена.
Память сотен деревень, сожженных фашистами во время войны, решили "мемориализировать" только через двадцать лет после великой победы (до этого был лишь небольшой памятник). В конкурсе, который стартовал в марте 1967 года, победил коллектив авторов: Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин, Сергей Селиханов. Открытие комплекса состоялось 5 июня 1969 года.
Доминанты комплекса: шестиметровая скульптура "Непокоренный человек" (прообразом стал Иосиф Каминский, который держит на руках своего погибшего сына); гранитные плиты, символизирующие рухнувшую крышу сарая; открытые калитки, нижние венцы срубов на месте 26 домов и обгорелые печные трубы с колоколами, которые звонят каждые полминуты; кладбище 185 белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни; символические деревья жизни с названиями 433 деревень, которые были возрождены; Стена Памяти - мемориальные плиты с названиями 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения в Беларуси; Вечный Огонь и три березки (на месте четвертой - пустое углубление: погиб каждый четвертый житель страны).
Литавец (Дзержинский район, правый берег реки Жесть, между деревнями Радима и Александрово)
Предыстория: с лета 1942 года эта окруженная лесами деревушка считалась партизанской, здесь дислоцировался отряд "Боевой" под командованием ст.лейтенанта Б. Жаврида. 8 января 1943 года на территориях, прилегающих к Станьковскому лесу со стороны Минского, Узденского и Дзержинского районов, началась карательная операция "Якоб", целью которой было уничтожить многочисленные партизанские отряды. В субботу 8 января 1943 года на станцию Койданово прибыло два эшелона с танками, броневиками, пушками, в районе сформировалась карательная группа численностью более 7 тысяч 200 человек под общей командой штумбанфюрера СС Рейнгольда Бредера. 14 января 1943 года войсковые подразделения 13 полицейского полка СС, включая и 2 роты спецбатальона СС "Дирлинвангер", окружили Литавец. Жителей деревни согнали к большому деревянному амбару в северной части деревни. Стариков, женщин и детей загнали в амбар и подожгли, а мужчин отделили от общей группы и расстреляли возле амбара. Деревня не была восстановлена.
В декабре 1942 года недалеко от лесной деревни погибли четыре немца и пали два партизана. Фашисты создали большую группу под командованием штурмбаннфюрера Рейнгольда Бредера для расправы с населением, в которую вошли батальоны СС, жандармерия и полицейские формирования. Еще до рассвета карательный обоз двигался к Большой Уссе Узденского района. Вдруг выстрел пронзил тишину заснеженного леса. В обозе его приняли за атаку местных партизан и сразу направились в Литавец.
Изверги заходили в каждый дом в поисках подпольщиков. Расправа была бесчеловечной: людей заставляли становиться в цепочку, взявшись за руки. В каждого члена семьи пускали пулю. Дом напоследок поджигали. В деревне фашисты оставили целой школу и несколько домов, но через неделю полицаи наведались снова и испепелили оставшиеся строения.
Четыре местных жителя случайно остались в живых, потому что ушли в тот день в соседние деревни или в лес. Уцелел также мальчишка Саша Короневич из соседней деревни, спрятавшийся под печью у Колосов, и Александра Колос. Пуля прострелила ей челюсть: чудом выжила.